МФТИ. Московский физико-технический институт (государственный университет)

МФТИ считается одним из самых престижных вузов в России и лидирует по количеству нобелевских лауреатов и академиков. Но обратная сторона успеха — высокий уровень суицида среди его студентов. Esquire выяснил,почему в физтехе предпочитают не говорить об этой проблеме и что на самом деле происходит в общежитиях и учебных корпусах.

image

* имена студентов и некоторых выпускников по их просьбам изменены.

В подготовке материала принимали участие Ася Емельянова, Александр Косован, Мария Куреша.

1 ноября 2010 года, через три недели после известия о присуждении Нобелевской премии по физике самый молодой ее лауреат 36-летний Константин Новоселов приехал в подмосковный Долгопрудный читать лекцию в своем родном институте. Руководство МФТИ собиралось послать за ним автомобиль, но Новоселов сказал, что доберется сам, как раньше, на электричке от Савеловского вокзала. Он сошел с платформы Новодачная и пошел по улице Первомайской: мимо зеленых заборов из профнастила и прогнивших гаражей, мимо пятиэтажек, за балконы которых цепляются ржавые санки, мимо детского комиссионного магазина «Лягушонок», мимо аптечных мусорок, в которых белеют пустые коробочки от настойки боярышника. После лекции Новоселов дошел до общежития №2 — светло-бежевой оштукатуренной четырехэтажки — и обнял своего коменданта Галину Николаевну Паскаль, которая до сих пор там работает. Потом оглянулся вокруг и сказал, что гексагональная плитка, выложенная у учебных корпусов, напоминает структуру того самого графена, за который ему и Андрею Гейму, тоже выпускнику физтеха, и дали премию.

Всего среди выпускников и преподавателей Московского физико-технического института десять нобелевских лауреатов, таким числом не может похвастать ни один российский вуз. Здесь преподавали и Петр Капица, и Лев Ландау, и Андрей Сахаров, и Виталий Гинзбург. Соотношение академиков и членкоров РАН на одного студента тоже самое высокое в стране, а средний бал ЕГЭ у зачисленных (93,8) уступает только МГИМО. Десятилетиями физтех целенаправленно охотится за самыми умными выпускниками по всей стране, сюда заманивают победителей всероссийских и международных олимпиад по физике — самых одаренных российских школьников. Но есть одна сторона жизни института, о которой не говорят на дне открытых дверей и не пишут в брошюрах для абитуриентов. По данным Esquire, за последние шесть лет не было ни одного учебного года, когда бы студенты МФТИ не совершали суицидов. Последняя трагедия произошла в мае 2016-го.

«Странные люди»

Как и для большинства студентов МФТИ, общежитие в Долгопрудном стало для 22-летнего Алексея* первой пробой самостоятельной жизни. В Подмосковье он приехал из небольшого российского поселка. Одетый опрятно и просто, в джинсы и толстовку, Алексей говорит быстро и очень складно, разбивая речь на пункты (во-первых, во‑вторых, в-третьих) и на подпункты (а, б, c). Во время разговора пристально, не отводя взгляда, смотрит в глаза собеседнику, будто строго следуя правилам о том, как успешно общаться с людьми. Физикой Алексей увлекся в восьмом классе благодаря школьному учителю, у которого за три года четыре ученика ездили на международные олимпиады. В школе он почти не общался со сверстниками, а дома не умел даже включить стиральную машину. По его словам, вина в этом лежит на родителях: «Мама проявляла тотальный контроль и гиперопеку». Со временем Алексей и вовсе перестал общаться с друзьями и предпочел им учебу. В девятом классе он выиграл всероссийскую олимпиаду по физике, и его позвали на сборы, где формируют международную команду. Между занятиями олимпиадников завели в комнату, которая оказалась приемной комиссией МФТИ, и спросили: «На какой факультет хотите?» Алексей выбрал самый элитный — общей и прикладной физики: «Я знал, что там круто: на ФОПФ вся наша верхушка, которая организует олимпиады».

Даже тем студентам, кто живет в Москве, администрация вуза рекомендует переехать в Долгопрудный, чтобы не тратить время на дорогу и больше общаться с однокурсниками. Алексей считает себя типичным представителем своего факультета: «Забитый, ботающий, не способный даже макароны сварить, необщительный, но умный». Иногда Алексей ездит через всю Москву к бабушке, чтобы она постирала ему вещи: «У нас почти все приехали такими же. Полно народу ходит грязными, они считают, что им это не нужно. Какие девушки, какой внешний вид? Тут у всех полно комплексов, так что наука становится щитом от внешнего мира».

«Люди с высоким IQ склонны к навязчивым размышлениям — руминации — и тревоге, потому что легко возбудимы», — объясняет Рут Карпински, нейропсихолог из Калифорнийского университета, одна из немногих исследователей в мире, кто изучает не достоинства, а недостатки высокого интеллекта. В 2015 году Карпински провела анкетирование 3700 членов американского общества Mensa, организации, которая объединяет людей с высоким IQ: выяснилось, что из всех опрошенных аффективные расстройства были диагностированы у 27% респондентов (средний показатель в США — 9,5%), около 37% признали, что у них есть тревожное расстройство (средний уровень — 18%), состояния аутического спектра и синдром Аспергера превысили средние показатели в шесть раз. «Набор на наш факультет около 120 человек, — рассказывает Алексей. — Из них очень странных — человека три. Это могут быть как гении, так и просто домашние ребята, лишенные социальных навыков. Но на этой благодатной почве они только прогрессируют».

«Мозги переворачиваются»

МФТИ гордится своей сложной, подчас неподъемной учебной нагрузкой: подавляющее большинство преподавателей — его бывшие выпускники, которые заинтересованы в том, чтобы уровень подготовки и репутация родного вуза оставались неизменными. Алексей учится шесть дней в неделю, из них три дня занятия идут до 18:30. На домашние задания он тратит почти столько же времени, сколько на посещение лекций и семинаров.

image

«Вряд ли где-либо учебная нагрузка больше, чем здесь, — с гордостью говорит профессор МФТИ Владимир Петрухин. — Знаете, как говорят: если у тебя задача, которую ты не можешь решить, поручи ее студенту физтеха. Если ты прошел через эти испытания — дальше проблем никаких». «Сейчас нагрузка где-то 40 часов занятий плюс «задавальники», — поясняет аспирант Тимофей. — Это такая книжечка, где написано все, что нужно сдать к концу семестра. Если посчитать внеурочную и урочную деятельность, получится, наверное, часов 80 в неделю. До конца доходят 60−70% первокурсников: первые три года наши ряды хорошо прореживаются».

Выпускник МФТИ 1978 года, а ныне доцент кафедры культурологии Виктор Лега до сих пор вспоминает студенческие годы с содроганием: «Программа огромная: за одну лекцию на физтехе могут проходить то, что в школе преподают целый год. Требования самые жесткие: нужно, чтобы студент не просто что-то где-то слышал, а знал и умел доказать. Помню, один экзамен я сдавал десять часов. Я сел в десять утра и вышел в восемь вечера — два раза ходили с преподавателем обедать». «Во время сессий все ботают в жестком режиме, — подтверждает Алексей. — Между экзаменами дня четыре, и жизнь превращается в день сурка: сдал экзамен, отдохнул, ботаешь — и так по кругу. Даже времени на психозы нет, ты просто сидишь и учишь».

Впрочем, дело не только в количестве учебных часов, но и в сложности самих предметов. «На третьем курсе начинают читать квантовую механику, — рассказывает Виктор Лега. — Ты шел и думал, что все понимаешь, в общей физике ты бог, но тут все совсем по‑другому. Однажды на лекции кто-то спросил: «Объясните, а почему так?» На что преподаватель ответил: «Хватит задавать глупые вопросы! Запоминайте, а потом привыкнете». Аспирант Тимофей вспоминает собственную учебу: «У меня был предмет «функциональный анализ» — абстрактная, чисто математическая наука, очень красивая, например, про многомерные бесконечные пространства. Вот там мозги переворачиваются».

В общежитиях студенты МФТИ живут по три-четыре человека, и это тоже добавляет напряжения: «Бытовые условия просто ужасные, — говорит выпускник 2013 года Денис. — Вот ты хочешь учиться, лечь спать в двенадцать, чтобы утром рано встать и что-то сделать. Но ты же живешь еще с тремя людьми, и если один из них алкаш или просто мудак, то уснешь ты только с ним, в три-четыре часа. Россия же очень маленькая страна, места катастрофически не хватает, и людских условий — по комнате на человека, как на Западе, — никогда не достичь».

Еще одна признанная и распространенная причина стресса — перфекционизм абитуриентов и неготовность к неудачам. «Ребята, которые поступали по ЕГЭ, в основном московские, нередко смотрят по сторонам и видят всероссийских победителей, международных, — рассказывает Алексей. — Они начинают чувствовать себя неуютно, что все вокруг такие классные, а они нет. Такие студенты начинают учить день и ночь. И некоторых это добивает». «Если ты в школе был лучше всех, тебе там было скучно, то на физтехе сразу понимаешь, что здесь все такие, как ты, — говорит Тимофей. — Все вокруг сдают, а ты нет. Начинаешь себя накручивать, а потом возникают срывы».

Понравилась статья?Подпишись на новости и будь в курсе самых интересных и полезных новостей. Спасибо. Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением. Время чтения: ~4 минут431

Московский физико-технический институт (МФТИ) – ведущий российский вуз, созданный в 1946 году. Учебное заведение при организации образовательного процесса активно использует современные информационные технологии. Зарегистрировавшись в Личном кабинете студенты, абитуриенты, выпускники и сотрудники вуза попадают в закрытую корпоративную сеть. При помощи сервиса можно узнать много полезной информации и участвовать в различных активностях. В статье описано, как войти и зарегистрироваться в ЛК, даны ответы на распространенные вопросы пользователей.

Чтобы войти в Личный кабинет МФТИ, придерживайтесь инструкции:

  1. Перейдите на официальный сайт университета, используя ссылку https://mipt.ru/.
  2. В верхней части сайта нажмите «Личный кабинет».

Выберите «Вход для обучающихся». В появившемся окне введите логин и пароль от почтового адреса в домене @phystech.edu.Подтвердите вход. На заметку: Для быстрого перехода на страницу, где происходит авторизация студентов, используйте ссылку https://profile.mipt.ru/.

Чтобы сотруднику Физтех зайти в ЛК, следует придерживаться простой инструкции:

  1. На сайте университета (https://mipt.ru/) выберите «Личный кабинет».
  2. В открывшемся окне перейдите во вкладку «Вход для сотрудников».

Введите логин и пароль. Доступ в ЛК сотрудника вуза осуществляется через корпоративный аккаунт. В качестве логина вводится название почты в формате ivanov.ii (без домена «@mipt.ru»). Пароль для входа в ЛК и пароль от электронного ящика совпадают. Заполните все поля стандартной формы. Нажмите «Регистрация».Активируйте доступ в ЛК, следуя инструкциям, которые получены на электронную почту, указанную во время регистрации.

Чтобы восстановить доступ в ЛК, студенту или выпускнику необходимо лично обратиться в 517 АК или написать электронное письмо на адрес helpdesk@mipt.ru. Для подтверждения своей личности необходимо предоставить удостоверение личности (его копию).

Сотрудникам университета для восстановления пароля также необходимо обратиться в техническую поддержку в 517 АК или в офис МФТИ-телеком. При себе необходимо иметь удостоверение личности.

Личный кабинет для обучающихся предоставляет широкие возможности:

  • отслеживание успеваемости;
  • получение доступа к планировщику занятий с возможностью прикрепления копий конспектов;
  • участие в олимпиадах, конкурсах, онлайн-вебинарах и различных соревнованиях;
  • ознакомление с расписанием занятий;
  • доступ к использованию облачных версий программ Microsoft;
  • подача заявок на обучение в университете по другим дисциплинам;
  • налаживание дистанционного обучения;
  • обмен сообщениями в специально созданном внутреннем сервисе;
  • получение учебно-методического материала непосредственно от преподавателей.

ЛК сотрудников не менее функциональный. С его помощью можно оперативно получать актуальную информацию от руководства, использовать различные онлайн-сервисы, коммуницировать со студентами и коллегами.

Для удобства учащихся университет разработал специальное мобильное приложение. С его помощью можно выполнять ряд операций:

  • использовать будильник – напоминание перед занятиями;
  • ознакомиться с расписанием занятий;
  • узнать актуальные телефоны подразделений МФТИ;
  • использовать планировщик занятий с возможностью прикрепления фотографии конспекта.

Для скачивания мобильного приложения на смартфон используйте следующие ссылки:

Android IOS
https://play.google.com/store/app https://apps.apple.0961

Как зайти в ЛК ЗФТШ МФТИ?

Чтобы зайти в указанный Личный кабинет учеников, необходимо перейти по ссылке http://school.mipt.ru/pupil/ и ввести авторизационные данные.

Как попасть в кабинет абитуриента МФТИ?

Чтобы попасть в электронный кабинет, перейдите на сайт https://pk.mipt.ru/. В верхнем углу выберите «Вход/регистрация» и придерживайтесь дальнейших инструкций системы.

Нужна ли авторизация в ЛК студента для оплаты обучения и проживания общежитии университета?

Чтобы оплачивать обучение или проживание в общежитии МФТИ, не нужно авторизоваться в ЛК. Достаточно перейти по ссылке и заполнить стандартную форму. Платежи осуществляются без комиссии по номеру договора в онлайн-режиме.

Для связи с технической поддержкой ЛК МФТИ для решения любых вопросов можно использовать следующие контакты:

Телефон +7 (495) 408-89-72
Электронная почта helpdesk@mipt.ru
Форма обратной связи https://mipt.ru/feedback/

Видео по теме

Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет)(МФТИ)
Международное название Moscow Institute of Physics and Technology, MIPT
Прежние названия Физико-технический факультет МГУ
Девиз Sapere aude(Дерзай знать)
Год основания 1951
Тип государственный
Целевой капитал [1]
Ректор Д.В. Ливанов
Студенты 6800
Иностранные студенты 800
Бакалавриат 4200
Магистратура 1800
Аспирантура 800
Расположение  РоссияДолгопрудный, Москва, Жуковский
Юридический адрес 117303, Москва, Керченская улица, 1А, корп. 1
Сайт mipt.ru
Награды
 Медиафайлы на Викискладе

Московский физико-технический институт (национальный исследовательский университет), сокр. МФТИ[2], известен также как Физтех — ведущий[3]российскийвуз по подготовке специалистов в области теоретической, экспериментальной и прикладнойфизики, математики, информатики, химии, биологии и смежных дисциплин. Расположен в городе ДолгопрудномМосковской области, отдельные корпуса и факультеты находятся в Жуковском и в Москве.

Отличительной чертой учебного процесса в МФТИ является сложившаяся «система Физтеха», нацеленная на подготовку учёных и инженеров для работы в новейших областях науки. В настоящее время большинство студентов обучается по направлению «Прикладные математика и физика», также готовятся специалисты по направлениям «Прикладная математика и информатика», «Информатика и вычислительная техника», «Компьютерная безопасность», «Системный анализ и управление», «Техническая физика» и «Биотехнология».[4]

Согласно большинству национальных и международных рейтингов МФТИ входит в тройку лучших вузов России, занимая высокие позиции в области физики, математики, компьютерных и технических наук, биологии и электроники. С 2018 года вернулся на 1-е место среди вузов России по среднему баллу ЕГЭ у зачисленных на первый курс (с 2011 года был вторым, уступая МГИМО)[5]. В 2014 году агентство «Эксперт РА» признало «очень высокий» уровень подготовки у выпускников Физтеха[6]. Forbes описывает МФТИ как «легенду образования и науки»[7]. В 2016 и в 2018 году Физтех вошёл в 100 самых престижных вузов мира по версии британского журнала Times Higher Education[8][9].

Лидер Проекта 5-100, нацеленного на повышение престижа российского высшего образования на мировом уровне[10][11].

Система Физтеха

Основатели Физтеха: Капица и Семёнов, портрет работы Кустодиева (1921 г.)

См. также: Базы Московского физико-технического института

Пётр Леонидович Капица, лауреат Нобелевской премии по физике и один из инициаторов создания МФТИ, так сформулировал (в письме Сталину в 1946 году) принципы «системы Физтеха»[12]:

  1. подготовка студентов по специальности проводится непосредственно научными работниками базовых институтов на новом техническом оборудовании этих учреждений;
  2. подготовка в базовых институтах предусматривает индивидуальную работу с каждым студентом;
  3. каждый студент должен участвовать в научной работе начиная со второго-третьего курса;
  4. при окончании института студент должен владеть современными методами теоретических и экспериментальных исследований, иметь достаточные инженерные знания для решения современных технических задач.

По заявлению создателей, в «системе Физтеха» сочетаются и дополняют друг друга фундаментальное образование, инженерные дисциплины, научно-исследовательская работа студентов на базе ведущих институтов РАН (ранее АН СССР), отраслевых институтов и конструкторских бюро, таких как Физический институт имени П. Н. Лебедева, Курчатовский институт атомных исследований, Институт физических проблем им. П. Л. Капицы, Вычислительный центр РАН, Институт прикладной математики им. М. В. Келдыша, Институт химической физики им. Н. Н. Семёнова, Институт биоорганической химии им. М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова и другие[13]. В базовых институтах созданы выпускающие кафедры МФТИ, которые осуществляют специализированное обучение студентов. Более 80 академиков и членов-корреспондентов РАН преподают на Физтехе[13]. Известно, что число академиков и членов-корреспондентов РАН на одного студента самое большое среди вузов РФ[13].

«Система Физтеха» была впоследствии использована при создании в 1958 году Новосибирского государственного университета[14] и в 1995 году Физико-технического института в составе Киевского политехнического института[15]. В настоящее время эти принципы используются выпускниками института при создании новых учебных заведений в области экономических и гуманитарных наук, например, Центра корпоративного предпринимательства при Высшей школе экономики[16].

В 2001 году Президиум РАН признал «систему Физтеха» «отвечающей задачам высшего образования в современных условиях, обеспечивающей реальную интеграцию науки и образования, заслуживающей всемерной поддержки и дальнейшего развития».

Система привлечения и отбора одарённых учащихся

В МФТИ с момента основания большое внимание уделяется работе с потенциальными студентами. Сформировалась система привлечения одарённых школьников и их последующего отбора, которая включает в себя следующие направления деятельности:

  1. Заочная физико-техническая школа для учащихся старших классов (с возможностью бесплатного обучения в ней любого российского школьника, выполняющего соответствующие учебные требования). Для иногородних задания высылаются обычной или электронной почтой.
  2. Вечерняя физико-техническая школа, профильные физико-математические классы в ряде школ Москвы и области.
  3. Проведение ежегодных физико-математических олимпиад «Физтех» и «Открытой олимпиады школьников по программированию»[17], которые относятся к первому или ко второму уровню олимпиад школьников[18]. По правилам приёма в институт победители и призёры этих олимпиад получают льготу первого или второго порядка (зачисление без экзаменов или 100 баллов вместо показателя ЕГЭ по предмету соответственно)[19].
  4. Разнообразные разовые мероприятия (от статей в прессе до устных выступлений), в которых напоминается о наличии Физтеха, кратко рассказывается о его истории и достижениях.
  5. Олимпиады и конкурсы как для школьников, так и для студентов бакалавриата других высших учебных заведений (то есть для поступающих в магистратуру).

История

Основатель МФТИ — нобелевский лауреат, академик Капица Основатель МФТИ — нобелевский лауреат, академик Семёнов Основатель МФТИ — нобелевский лауреат, академик Ландау Основатель МФТИ — академик Христианович

Предпосылки создания

У истоков создания института стояли члены АН СССР, Нобелевские лауреатыКапица, Семёнов и Ландау, а также академикХристианович. Целью была реализация новой системы подготовки научных работников.

Подобная система была частично реализована в 1920-х годах на физико-механическом факультете Ленинградского политехнического института, с базой в Физико-техническом институте АН СССР («Физтехе»), директором которого и деканом факультета был Иоффе, а его заместителем — Капица. На необходимость такой системы подготовки в дальнейшем указывали видные советские учёные[20], предлагавшие создать в стране учебное заведение нового типа — высшую политехническую школу. По замыслу учёных, это учебное заведение должно было готовить инженеров проектных бюро, инженеров-исследователей для промышленности, промышленных лабораторий и научно-исследовательских институтов, а также будущих руководителей специальных кафедр вузов.[21] Было подготовлено даже постановление о создании Физико-технического института, но началась Великая Отечественная война.

Академик Аксель Иванович Берг вспоминал:

…1943 год. Мне было предложено возглавить работы по проектированию и производству радиолокационных станций в стране. Мы имели большие полномочия, но не хватало кадров всех уровней и квалификаций.

…Сроки подготовки инженеров в имеющихся в Москве вузах были слишком большими… Был предложен совершенно новый метод: прикомандировать студентов для теоретической, экспериментальной и практической работы к нашим новым институтам и лабораториям и включить их, таким образом, непосредственно в практическую работу. Таким образом, будущие специалисты начали трудиться рядом с нашими учёными, конструкторами, лабораторными работниками, которые помогали и словом и делом, а студенты получили возможность с первых же дней знакомиться с содержанием и трудностями предстоящей им самостоятельной и коллективной работы

Цит. по кн.: А. А. Щука, «Физтех и физтехи», 2010, с. 18[22]

После окончания Великой Отечественной идея создания нового учебного заведения всё сильнее поддерживалась многими учёными. Их мысли обобщил Пётр Леонидович Капица в письме Сталину от 1 февраля 1946 года. Кроме общей неудовлетворительности существовавшего положения дел Капица указывал, что «ряд директоров ведущих научных институтов Москвы счёл жизненно необходимым для дальнейшего роста и развития своих институтов предпринять шаги для подготовки кадров своими силами». Кроме этого в письме впервые упоминаются принципы «системы Физтеха»:

  1. тщательный отбор одарённых и склонных к творческой работе представителей молодёжи;
  2. участие в обучении ведущих научных работников и тесном контакте с ними в их творческой обстановке;
  3. индивидуальный подход к отдельным студентам с целью развития их творческих задатков;
  4. ведение воспитания с первых же шагов в атмосфере технических исследований и конструктивного творчества с использованием для этого лучших лабораторий страны.

П. Капица. Председателю Совета народных комиссаров СССР Тов. И. В. Сталину[23][24]

  1. Заявка на поступление на сайте Кафедры РВК

  2. Заочный этап: анкета поступающего. Вам нужно будет предоставить информацию о вашем образовании, академических достижениях, опыте участия в конкурсах и кейс-чемпионатах, работы над прикладными проектами, уровне владения английским языком, а также решить бизнес-кейс.

  3. Очный этап: очные собеседования с приемной комиссией (в нее входят преподаватели Кафедры, а также сотрудники партнерских организаций, совместно с которыми реализуется выбранная вами магистерская программа). Вопросы собеседования связаны с вашими ответами на задания заочного этапа, а также общей мотивацией к поступлению.

  4. Экзамены в МФТИ: Поступающие на направление НТЭИ сдают экзамен по теории инноваций. — Перечень вопросов и материалы для подготовки к экзамену по специальности Поступающие на направление ПМФ сдают экзамен по математике и экзамен по теории инноваций. Выпускники бакалавриата МФТИ могут зачесть результаты гос.экзамена по математике в качестве вступительного.— Перечень вопросов и материалы для подготовки к экзамену по специальности.— Перечень вопросов и список литературы для подготовки к экзамену по математике.

    Вступительные испытания в МФТИ в 2021 г. будут проходить дистанционно. Подробную информацию о формате проведения вступительных испытаний можно посмотреть на сайте приемной комиссии МФТИ.

Подать заявку на поступление

FAQ

1. Могу ли я подать заявку на обе магистерские программы? Да, вы можете подать заявку на обе программы, при этом будьте готовы к тому, что все этапы поступления нужно будет проходить отдельно для каждой из программ.

2. Могу ли я совмещать обучение на кафедре с работой? Зависит от выбранной вами программы: график обучения на программе «Венчурные инвестиции и технологическое предпринимательство» в основном состоит из вечерних занятий и позволяет совмещать с работой (при условии грамотного распределения времени с вашей стороны). Вы можете работать над своим проектом, присоединиться к АО «РВК» или одной из компаний-партнеров. График обучения на программе «Управление проектами в сфере технологий искусственного интеллекта» включает в себя занятия в течение рабочего дня, поэтому, совмещение с работой возможно, только если у вас частичная занятость и свободный график.

3. Есть ли возможность пройти собеседование онлайн? Да, собеседования можно будет пройти очно и онлайн.

4. Если я выпускник МФТИ, могу ли я зачесть результаты государственных экзаменов в качестве вступительных? Только для поступающих на направление ПМФ по экзамену по математике.

5. Я закончил не МФТИ, могу ли я поступать? Да, конечно! Мы приглашаем к поступлению выпускников технических и естественно-научных специальностей всех российских университетов. В этом году для поступления нужно сдать всего лишь 1 или 2 экзамена (в зависимости от выбранной программы).

6. Сколько времени занимает обучение? У вас будут занятия 3 раза в неделю и домашние задания. В общем нужно закладывать порядка 20 часов в неделю.

Задать вопрос

Олимпиада «Физтех» — это главная олимпиада для всех желающих поступать в МФТИ, а также одна из основных олимпиад для абитуриентов Высшей школы экономики и МГУ. Успешно выступить на «Физтехе» вполне реально, только готовиться нужно начинать как минимум за год.

Олимпиада «Физтех» — это две отдельные олимпиады по математике и физике. Можно участвовать как в одной из этих олимпиад, так и в обеих сразу.

Для участия в олимпиаде «Физтех» необходимо иметь личный кабинет на портале abitu.net, через который вы получите также доступ и к другим физтеховским олимпиадам (Столичная, Выездная, Phystech.International и т. д.). Там же будут копиться ваши бонусные баллы в Кадастре абитуриентов МФТИ, начисленные за успешное выступление на указанных олимпиадах.

Олимпиада «Физтех» проходит в два этапа — отборочный и заключительный. На сегодняшний день заключительный этап предусмотрен только для учеников 9–11 классов. Тем не менее, школьникам 5–8 классов нужно непременно участвовать в олимпиадах отборочного этапа, чтобы постепенно привыкать к уровню и специфике физтеховских задач.

Отборочный этап «Физтеха» является совокупностью шести независимых друг от друга олимпиад.

  • Онлайн-этап олимпиады Phystech.International. Проверяются только численные ответы, которые можно многократно исправлять в течение всего срока онлайн-этапа.
  • Онлайн-этап олимпиады «Физтех». Формат полностью аналогичен: проверяются только численные ответы, которые можно многократно исправлять в течение всего срока онлайн-этапа.
  • Столичная физико-математическая олимпиада МФТИ. Проводится очно в нескольких школах Москвы и Подмосковья. Имейте в виду, что за Столичную начисляются баллы индивидуальных достижений при поступлении в МФТИ (победителям — 3 балла, призёрам — 2 балла).
  • Выездная физико-математическая олимпиада МФТИ. Проводится очно. Точек проведения очень много по всей России. За Выездную, как и за Столичную, также начисляются баллы ИД при поступлении в МФТИ (победителям — 3 балла, призёрам — 2 балла).
  • Физико-математическая олимпиада МИЭТ. Имеются региональные точки проведения.
  • Отборочный тур ЛЭТИ. Актуально для питерцев.

Условия отборочного этапа «Физтеха» более чем мягкие. Чтобы пройти на заключительный этап «Физтеха», достаточно получить диплом хотя бы на одной олимпиаде отборочного этапа. (А это несложно: на онлайн-этапе, например, для попадания в призёры обычно хватает процентов сорока набранных баллов.) Понятно, что участвовать нужно в наибольшем количестве олимпиад отборочного этапа, чтобы максимизировать свои шансы попасть на заключительный этап.

Разумеется, на заключительный этап приглашаются победители и призёры предыдущего заключительного этапа.

Ориентировочные даты заключительного этапа «Физтеха»: 22.02.2020 (математика) и 23.02.2020 (физика). Не забудьте, что на заключительные этапы потребуется регистрация на сайте олимпиады до 16.02.20! А то бывали трагические случаи… —>

Как готовиться к олимпиаде «Физтех»

Заключительный этап «Физтеха» сильно напоминает старые добрые письменные экзамены в МФТИ по математике и физике. Олимпиада «Физтех» унаследовала дух и традиции прежних экзаменов. Поэтому необходимое условие успеха на «Физтехе» — прорешать как можно больше задач прошлых лет. Источников много:

  • Две таблицы ниже, в которых собраны варианты олимпиады «Физтех» по математике и физике начиная с 2007 года.
  • Варианты вступительных экзаменов в МФТИ 1974—2008 годов. Задачи в этих брошюрах сгруппированы именно по вариантам. Это удобно для финальной шлифовки всех накопленных знаний.
  • Шабунин М.И., Агаханов Н.Х. и др. Методическое пособие по математике для старшеклассников и абитуриентов. Книга содержит задачи по математике, предлагавшиеся на вступительных экзаменах в МФТИ и олимпиаде «Физтех» с 1991 года. Задачи сгруппированы по нескольким крупным тематическим разделам: «Алгебраические уравнения, системы и неравенства», «Тригонометрические уравнения, системы и неравенства» и т. д., а внутри этих разделов — просто в хронологическом порядке по годам (уже без дальнейшей классификации, что не всегда удобно).
  • Чешев Ю.В. Методическое пособие по физике для старшеклассников и абитуриентов. Книга содержит задачи по физике, предлагавшиеся на вступительных экзаменах в МФТИ и олимпиаде «Физтех» с 1991 года. Задачи сгруппированы по разделам физики: механика, термодинамика, электродинамика, оптика, атомная и ядерная физика, а внутри каждого раздела они идут просто в хронологическом порядке по годам без дальнейшей классификации. Это не всегда удобно: например, если хочется порешать задачи конкретно на КПД циклов или самоиндукцию, то придётся их специально выискивать в общем потоке.
  • Олимпиадные листки по математике (с более детальной тематической классификацией задач, чем в вышеупомянутой книге Шабунина) и в частности, листки по комбинаторике. Также — моя бумажная книжка Комбинаторика для олимпиадников (МЦНМО, 2019, третье издание) или её электронная версия.
  • Олимпиадные листки по физике (с более детальной тематической классификацией задач, чем в  книге Чешева).

Олимпиада «Физтех» по математике

Поначалу олимпиада «Физтех» по математике была стопроцентной копией письменного экзамена по математике в МФТИ: олимпиадный вариант содержал те же шесть задач, вполне аналогичные экзаменационным. Однако в 2012 году произошли изменения — задач стало восемь. К шести традиционным «абитуриентским» задачам повышенной сложности добавились две задачи по комбинаторике и целым числам (сравните, например, вариант 2011 года с вариантами 2012 и 2013 годов). Комбинаторные задачи обязательно присутствуют и на отборочных этапах (не только «Физтеха», кстати). Так что имейте это в виду и изучайте комбинаторику!

Впоследствии одну задачу убрали: в вариантах заключительного этапа 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 годов было семь задач (шесть традиционных и одна комбинаторная).

Каждая задача варианта оценивается определённым количеством баллов (скажем, 7). По критериям баллы даются за различные продвижения в решении, то есть при неполном решении можно тем не менее что-то получить за эту задачу (скажем, 2 или 4 балла). Поэтому все свои полезные соображения пишите обязательно!

В таблице представлены границы дипломов первой/второй/третьей степени за последние годы. В квадратных скобках указана максимальная сумма баллов варианта олимпиады.

Год 9 класс 10 класс 11 класс
2021 26/23/20 [32] 26/23/19 [34] 21/17/13 [34]
2020 20/17/14 [33] 23/20/17 [35] 21/17/13 [35]
2019 22/18/15 [32] 25/21/17 [36] 19/16/13 [40]
2018 29/25/21 [35] 27/24/20 [39] 28/25/21 [39]
2017 30/24/18 [40] 33/27/21 [40] 32/24/18 [46]
2016 30/26/20 [32] 30/24/18 [35] 40/31/24 [48]

Хорошо видно, что нет никакого смысла ориентироваться на баллы прошлых лет: всё зависит только от того, как наряду с вами написали остальные. Если вариант оказался лёгким, границы дипломов будут высокими; если трудным — низкими. Яркий пример — 11 класс: победитель 2019 года со  своими 19 баллами не стал бы в 2018 году даже призёром.

В Перечне РСОШ олимпиада «Физтех» по математике имеет второй уровень. Диплом победителя даёт БВИ при поступлении в МФТИ на большинство направлений.

Задачи олимпиады «Физтех» по математике последних лет

Онлайн Финал
5 класс 18, 17, 16
6 класс 18, 17, 16
7 класс 18, 1716, 15, 14
8 класс 18, 17, 1615, 14, 13
9 класс 18, 17, 16, 1514, 13, 12, 11 2120.1, 20.2;  19.1, 19.218.1, 18.2;  17.1, 17.216.1, 16.2, 16.3
10 класс 18, 17, 16, 1514, 13, 12, 11 2120.1, 20.2;  19.1, 19.218.1, 18.2;  17.1, 17.216.1, 16.2, 16.315.1, 15.2, 15.3
11 класс 18, 17, 16, 1514, 13, 12, 11 2120.1, 20.2;  19.1, 19.218.1, 18.2;  17.1, 17.216.1, 16.2, 16.315.1, 15.2, 15.314.1, 14.2;  13.1, 13.212.1, 12.2;  11.1, 11.210.1, 10.2;  09.1, 09.2;  08, 07
08.1, 08.2, 08.3, 08.407.1, 07.2, 07.3, 07.406.1, 06.2, 06.3, 06.405.1, 05.2, 05.304.1, 04.2, 04.303.1, 03.2, 03.302.1, 02.2, 02.301.1, 01.2, 01.3 00.1, 00.299.1, 99.298.1, 98.297.1, 97.2, 97.396.1, 96.2, 96.395.1, 95.2, 95.394.1, 94.2, 94.3

Примечания.

  • В 2016/17 и 2017/18 годах на онлайн-этапе для 5 и 6 классов давалось задание 7 класса.
  • Заключительный этап для десятиклассников впервые состоялся в 2015 году, а для девятиклассников — в 2016 году.

Олимпиада «Физтех» по физике

Традиционно предлагается пять задач, каждая стоимостью 10 баллов. Таким образом, максимальная сумма баллов варианта всегда равна 50.

В таблице вы можете видеть границы дипломов первой/второй/третьей степени за последние годы.

Год 9 класс 10 класс 11 класс
2021 38/32/26 44/39/34 38/30/22
2020 45/41/35 43/38/33 40/34/27
2019 41/34/26 39/31/24 35/28/21
2018 48/43/37 44/37/30 44/38/32
2017 42/36/30 40/33/26 43/31/22
2016 49/43/37 49/43/37 49/43/37

Олимпиада «Физтех» по физике в Перечне РСОШ имеет первый уровень.

Задачи олимпиады «Физтех» по физике последних лет

Онлайн Финал
7 класс 18, 1716, 15, 14
8 класс 18, 1716, 15, 14
9 класс 18, 17, 1615, 14, 12 21.1, 21.220.1, 20.2;  19.1, 19.218.1, 18.2;  17.1, 17.216.1, 16.2, 16.3
10 класс 18, 17, 1615, 14, 12, 11 21.1, 21.220.1, 20.2;  19.1, 19.218.1, 18.2;  17.1, 17.216.1, 16.2, 16.315.1, 15.2, 15.3
11 класс 18, 17, 1615, 14, 12, 11 21.1, 21.220.1, 20.2;  19.1, 19.218.1, 18.2, 18.3, 18.417.1, 17.216.1, 16.2, 16.315.1, 15.2, 15.314.1, 14.2;  13.1, 13.212.1, 12.2;  11.1, 11.210;  09.1, 09.2;  08, 07

Примечания.

  • В 2016/17 и 2017/18 годах на онлайн-этапе для 7 класса давалось задание 8 класса.
  • Задания онлайн-этапа 2012/13 года найти не удалось.
  • Заключительный этап для десятиклассников впервые состоялся в 2015 году, а для девятиклассников — в 2016 году.

Столичная физико-математическая олимпиада МФТИ

Столичная физико-математическая олимпиада МФТИ проводится в конце ноября—начале декабря в нескольких школах Москвы для учеников 5–11 классов.

Пятиклассникам и шестиклассникам предлагаются задачи только по математике, так как физику они пока не проходили. Школьники 7–11 классов получают задачи как по математике, так по физике.

Итоги подводятся отдельно по математике и физике. Диплом по математике даёт пропуск пропуск на заключительный этап «Физтеха» по математике; аналогично — по физике.

Составить представление о задачах Столичной олимпиады вам помогут следующие варианты:

  • 2010 → математика, физика;
  • 2009 → математика — решения, физика — решения.

Открытая интернет-олимпиада Физтех-лицея

Открытая олимпиада Физтех-лицея появилась в 2014/15 учебном году. Олимпиада по математике проводилась для учеников 5–11 классов, олимпиада по физике — для учеников 7–11 классов.

Одиннадцатиклассники, ставшие победителями или призёрами олимпиады Физтех-лицея по математике или физике, получали приглашение на соответствующий заключительный этап олимпиады «Физтех».

Впоследствии олимпиада Физтех-лицея не проводилась (и, по всей видимости, больше её не будет). Однако очень интересные и полезные задания остались:

  • Математика: 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс.
  • Физика: 7 класс, 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий