Личный кабинет на официальном сайте ГАС Управление: инструкция для входа, правила использования системы

За первое полугодие 2017 года выявлено 650 тысяч нарушений при статистическом учете преступлений, сообщил «Ъ». А за пять лет, по информации начальника главного управления правовой статистики и информационных технологий Генпрокуратуры Олега Инсарова, таких нарушений уже несколько миллионов.

Кто виноват?

С 2011 года Генпрокуратура занимается сбором статистики от СК, МВД, ФСБ, ФТС, МЧС и других ведомств. Для учета состояния дел борьбы с преступностью, следователи и дознаватели заполняют статистические карточки. Что не так с этими карточками? Их по разным причинам подделывают.

Фальсификация статкарточек

С 2014 года выявлено более 7 тысяч нарушений, связанных с фальсификацией карточек, включая подделку подписей и печатей прокурора.

Олег Инсаров пояснил, что подделываются статкарточки не по всем составам преступлений:

Ни разу не было, чтобы подделывали карточки о мелких кражах, а подделывают именно серьезные составы и показатели: большой ущерб, наличие организованной группы (например, ст. 210 УК РФ – прим. ред.) и так далее.

Примеры фальсификаций:

  • Статкарточки заполняли исчезающими чернилами, чтобы получить подпись надзирающего прокурора. Затем данные о зарегистрированном уголовном деле изменялись.
  • В Московской области около 300 статкарточек оформляли по одному и тому же уголовному делу, якобы направленному в суд, в которых фальсифицировали подпись прокурора. По данным прокуратуры, дела по факту таких фальсификаций не были заведены из-за «невозможности установить лиц, которые их совершили».
  • В одном из регионов ЮФО общественный помощник в районном УМВД случайно пролила кофе на статкарточки. Она испугалась, что ее накажут, и, якобы самостоятельно, восстановила карточки: переписала на свое усмотрение, подделала подписи прокуроров, заказала по оттиску печать прокуратуры и проштамповала все документы. Через полгода эта история повторилась.
Самый распространенный способ — это заполнить вымышленными данными статкарточку, в которой указываются сведения о подозреваемым. Таким образом, уголовное дело попадает в массив раскрытых и показатель раскрываемости растет.

Что делать?

Главная задача для Генпрокуратуры – получать объективную информацию. Ведомству важно знать, к примеру, сколько людей впервые осуждены, какие сроки они получили, где действительно раскрывают преступления, а где заполняют тюрьмы.

Автоматизировать статотчетность

Генпрокуратура планирует решить проблемы с помощью автоматизированной системы учета преступлений (ГАС «Правовая статистика», далее – ГАС ПС). Система сейчас работает в пилотном режиме в 27 регионах страны. В 2018 году планируется её внедрить по всей стране. Эксперты по информационным технологиям уверены, что после внедрения автоматизированной системы будет легко отследить возможные незаконные манипуляции с данными.

Актуализировать оценку

По мнению экспертов, проблемы заключаются не только в нарушениях, выявленных Генпрокуратурой. Криминальная статистика не отражает существующего положения дел. И основная проблема, по мнению младшего научного сотрудника Института проблем правоприменения Алексея Кнорре, кроется в косности «системы оценки эффективности работы правоохранительных органов или, иначе говоря, сохранение пресловутой “палочной системы”».

Устранить законодательный пробел

Несмотря на то, что Генпрокуратура контролирует сбор статистики преступности, не все ведомства направляют отчетность. По словам Инсарова, Генпрокуратуру наделили соответствующими полномочиями, но «в законах о других ведомствах нет никаких указаний на этот счет». Чтобы устранить пробел в законодательстве, Генпрокуратура совместно с Минюстом подготовила изменения в девять федеральных законов, а также поправки непосредственно к Уголовно-процессуальному кодексу с целью закрепить статус ГАС ПС.

См. также:

Генпрокурор подвел итоги работы за 2016 год

Генпрокуратура отчиталась о борьбе с коррупцией

Столица в «лидерах» по количеству зарегистрированных преступлений

26.10.2017 Узнайте точную стоимость или получи консультацию по своему вопросу.

Государственная автоматизированная система правовой статистики – уникальное учебное заведение, использующее в своей работе только инновационные методики и подходы. Делающее ставку на современность и прогрессивность, оно делает студентов более мобильными, развивает в них чувство самоорганизованности. Что примечательно, все лекции и семинары проходят в удаленном дистанционном режиме, тем самым существенно экономя время.

Специальности

К настоящему моменту поступающим доступны следующие направления подготовки:

· Аннулирование документов первичного учета;

· Ведение межформенных связей;

· Работа с внутренними порталами;

· Учет сообщений о преступлениях;

· Регистрация уголовных дел;

· Создание и оформление статистических карточек;

· Анализ деятельности прокуроров.

Перечисленные специальности соответствуют актуальным трендам и тенденциям рынка труда, направлены на удовлетворение потребностей работодателей.

Официальный сайт

Официальный сайт ГАСПС:

http://gasps-support.genproc.gov.ru/go/

Сессия под ключ

Дистанционное электронное образование – настоящая находка для современных студентов, позволяющая самостоятельно планировать время, составлять расписание и решать массу других организационных вопросов. Однако, несмотря на преимущества, СДО не исключает главной проблемы всех обучающихся – необходимости готовиться к экзаменам и прочим контрольным мероприятиям. Если дата сдачи уже назначена, а возможности выучить материал нет, вы можете воспользоваться услугой «Сессия под ключ». Она предполагает оперативную помощь в поиске ответов на тесты, написании курсовых и дипломных, решении домашних заданий и упражнений. Для получения более подробной информации оставьте заявку на сайте.

Помощь с дистанционным обучением студентам ГАСПС

  • Сдать тесты (вступительные, сессионные, промежуточные, итоговые) и контрольные задания в личном кабинете, подготовить курсовые работы, РГР, лабораторные работы
  • Пройти сессию под ключ на высокие баллы
  • Решить вопросы с долгами и задолженностями (в том числе при переводе из другого учебного заведения)
  • Устроиться на практику и подготовить отчет по практике (стажировке) в срок от 1 дня со всеми документами и печатями
  • Выбрать тему, подготовить дипломную работу (ВКР), оказать помощь в дистанционной защите через zoom или skype
  • Подготовить ответы на ГОСы

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральная прокуратура Российской Федерации ведет государственный единый статистический учет заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора, а также устанавливает единый порядок формирования и представления отчетности в органах прокуратуры.

Приказы Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам указанного статистического учета обязательны для органов государственной власти.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 18.01.2016  № 18 введена в действие опытная эксплуатация Государственной автоматизированной системы правовой статистики (далее – ГАС ПС). ГАС ПС предназначена для обеспечения автоматизированного сбора и предоставления информации о сообщениях о преступлениях, состояния преступности и раскрываемости преступлений и направлена на решение задач по повышению эффективности при формировании государственной отчетности и недопущения фактов сокрытия преступлений от учета.

Апробация ГАС ПС показала обеспечение прозрачности, достоверности и полноты сведений о преступлениях на всех этапах уголовного судопроизводства, что, в свою очередь, влечет совершенствование качества административно-управленческих процессов в правоохранительной и надзорной деятельности.

Основными целями создания ГАС ПС является организация единого информационного пространства в области уголовно-правовой статистики, что влечет формирование достоверной и полной статистической информацией для повышения эффективности государственного управления в борьбе с преступностью и надзорной деятельности.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации Республика Адыгея включена в проведение опытной эксплуатации с 2016 года.

С помощью ГАС ПС на федеральном уровне можно получать все необходимые данные о преступности (количество, вид, тяжесть преступлений, лица их совершившие) в режиме реального времени.

Для повседневного применения заинтересованными лицами возможностей указанного ресурса по адресу в сети Интернет http://crimestat.ru , Генеральная прокуратура Российской Федерации создала информационно-аналитический портал правовой статистики в целях информирования граждан РФ о состоянии преступности в отдельных субъектах РФ и стране в целом, сравнения России с другими странами мира по ряду ключевых показателей, характеризующих криминальную ситуацию, а также предоставления исходных данных в открытых форматах.

Информацию портала активно используют общественные организации, представители СМИ и бизнеса, органы государственной власти.

Источник: Прокуратура 06.02.2019 16:03

image
сюжет: Деятельность Госдумы VII созыва

МОСКВА, 1 июл — РАПСИ. Правительство РФ внесло в Госдуму два законопроекта о создании централизованной системы правовой статистики. Об этом говорится в сообщении кабинета министров.

Целью законопроектов, в частности, является обеспечение государственных органов и граждан достоверной и полной статистической информацией о результатах рассмотрения сообщений о преступлениях, состоянии преступности, результатах следственной работы, дознания и прокурорского надзора, создание эффективных механизмов общественного контроля.

В соответствии с Концепцией создания государственной автоматизированной системы правовой статистики разработан технический проект государственной автоматизированной системы правовой статистики (ГАС ПС). В настоящее время, как отмечается в сообщении, проводится опытная эксплуатация этой системы.

Действующей редакцией статьи 51 федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» на Генеральную прокуратуру возложена функция по ведению единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состоянии преступности, раскрываемости преступлений, состоянии и результатах следственной работы и прокурорского надзора.

Одним из законопроектов предлагается установить, что государственный единый статистический учет данных о преступности, следственной работе, дознании и прокурорском надзоре будет вестись в соответствии с законом об официальном статистическом учете в контексте норм закона о прокуратуре.

Генпрокуратуру предлагается определить субъектом официального статистического учета в установленной сфере деятельности, а федеральные органы исполнительной власти и другие федеральные государственные органы, представляющие соответствующие первичные статистические данные, — респондентами.

В соответствии с законом об официальном статистическом учете первичными статистическими данными являются информация, документированная по формам федерального статистического наблюдения, и другая информация, документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения. 

Также предусматриваются полномочия Генеральной прокуратуры по утверждению форм федерального статистического наблюдения и другой документированной информации, указаний по их заполнению, официальной статистической методологии, порядка и сроков представления первичных статистических данных.

Кроме того, предлагается законодательно закрепить, что сбор и анализ первичной статистической информации будет проводиться с использованием ГАС ПС. Принципы создания, функционирования и развития ГАС ПС будут определяться правительством России.

Полученная в ходе государственного единого статистического учета информация будет размещаться в интернете в форме открытых данных, доступных неограниченному кругу лиц, с применением установленных законодательством ограничений. Перечень размещаемых в интернете статистических данных будет утверждаться Генеральным прокурором по согласованию с федеральными государственными органами, представляющими такие данные. Это, как указывает правительство, позволит обеспечить баланс доступности статистических данных и сохранения режима ограниченного доступа для специальной информации.

Помимо этого, в целях предупреждения и устранения нарушений при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях предлагается закрепить в Уголовно-процессуальном кодексе полномочия прокурора требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений законодательства, допущенных при первичной обработке поступающих сообщений, и разрешать споры о передаче таких сообщений по подследственности. В свою очередь орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа в случае принятия решения о передаче сообщения по подследственности будет обязан в течение 24 часов уведомить об этом прокурора.

07 октября 2016

Криминалистическая статистика за последние 15 лет стала послушным инструментом в руках ее творцов — органов следствия и дознания. Речь о систематических манипуляциях руководителей правоохранительных структур разного уровня, с помощью которых «вручную» корректируется уровень преступности и другие характеристики криминальной действительности. В результате у государства нет реальной картины обстановки в регионах, часть обращений граждан о противоправных действиях скрывается от учета, а бюджетные средства на борьбу с преступностью несправедливо распределяются в системе правоохранительных структур. О кардинальной реформе, которая должна положить конец жонглированию важными цифрами, «Ленте.ру» рассказал начальник Управления правовой статистики Генпрокуратуры России Олег Инсаров.

То, что с подсчетом преступлений дело в стране неладно, было понятно еще несколько лет назад. В 2011 году на проблему обратил внимание премьер Владимир Путин во время координационного совещания руководителей правоохранительных органов, назвав правовую статистику лукавой. После этого было принято решение о передаче функции учета данных о преступлениях Генеральной прокуратуре России, которая в отличие от МВД, СКР и других органов, расследующих уголовные дела, не заинтересована в сокрытиях и преувеличениях.

Оговорили покойников «палки» ради

Система «палок» (или галочек — прим. «Ленты.ру») в полиции, а до этого в милиции, существует с незапамятных времен: это главный критерий оценки руководством подчиненных — чем больше раскрытий, тем лучше шеф. Вот и изобретаются на ровном месте способы отличиться. Самое печальное, что это не отдельные эпизоды, а массовая практика.

По данным Генпрокуратуры, в среднем ежегодно регистрируется более двух миллионов преступлений по стране, и примерно такое же число нарушений в сфере статистики выявляется прокурорскими работниками.

Как формируются итоговые отчеты, стоит объяснить подробнее. Главные фигуры в этом канцелярском деле — следователи и их руководители. При возбуждении любого уголовного дела вместе с соответствующим постановлением регистрацией в учетно-регистрационном подразделении (подобная служба есть в каждом отделе полиции, СКР — прим. «Ленты.ру») и присвоением номера заполняется специальная статистическая карточка, которая после подписания ее прокурором является основанием для отражения в статистике сведений о преступлении.

В этом документе, помимо общих сведений о преступлении (квалификация согласно УК РФ, место, время, регион, данные преступника, если такой имеется), вносятся важные для криминологии сведения — род занятий подследственного, его социальный статус, образование, был ли он пьян во время преступления и прочее. Эта информация помогает выработать стратегию борьбы с конкретным видом преступлений, создать криминологические методики. Чем подробнее и точнее сведения — тем нагляднее картина происходящего в криминальном мире страны.

На практике же самыми главными для заполнителей карточек являются поля, в которых отражается код подразделения, раскрывшего преступление, и сам факт раскрытия. Зачастую в заполненные следователем и подписанные прокурором карточки без ведома этих лиц вносятся изменения (чаще всего под давлением руководства), чтобы в первую очередь повысить показатели раскрываемости. Генпрокуратура обеспокоена ростом случаев фальсификации учетных документов, в которых, в том числе, подделываются подписи и печати прокуроров. За последнее время только официально выявлено около 5 тысяч таких случаев, но проверить каждую карточку — глаз не хватит.

«Одно раскрытое преступление множат на сотни, а иногда и на тысячи преступлений. Чаще всего речь идет о тех делах, где уже есть обвиняемый. Или, например, пресловутая ситуация с трупами — обнаруживают тело, а потом вдруг в кармане одежды покойного находят патроны, гранаты, наркотики. На умершего вешают несколько составов преступления. С диким случаем мы столкнулись в Челябинске, когда по семьям умерших граждан ходили сотрудники органов внутренних дел и опрашивали родных, совершали ли покойные при жизни какие-либо преступления — фактически уговаривали людей оклеветать скончавшихся», — рассказывает прокурор.

С помощью таких приемчиков сыщики «выпрямляли» нисходящую кривую раскрываемости в регионе. Ситуация осложняется тем, что данные о делах скрыты от посторонних глаз — а проверяющих на каждый райотдел не напасешься.

Под онлайн-колпаком прокуратуры

По словам Инсарова, бороться с махинациями поможет максимальное исключение ручного ввода данных.

«Мы хотим исключить возможность внесения изменений в документы первичного учета. В новой системе карточка будет электронной; следователь, дознаватель будут подписывать ее своей электронной подписью. В дальнейшем манипуляции с карточкой будут исключены», — говорит Инсаров.

В создаваемой Государственной автоматизированной системе правовой статистики (ГАС ПС) у каждого следователя, руководителя следственного подразделения, начальника органа внутренних дел и прокуроров будут личные кабинеты. Эти участники «статистического производства» смогут войти в интересующее уголовное дело. По сути, материалы расследования (карточка — информационная квинтэссенция каждого расследования — прим. «Ленты.ру») станут электронными. Таким образом само уголовное судопроизводство станет прозрачнее, да и уголовное дело не потеряется.

«В 2015 году мы провели масштабную ревизию по всей стране и обнаружили несколько десятков тысяч утраченных уголовных дел. Среди них дела, отнесенные к тяжким преступления, особо тяжким, дела экономической направленности. Мы ведем работу по восстановлению этих уголовных дел, но задача эта в связи с тем, что события происходили пять-десять лет назад, практически нереальная», — констатирует Инсаров.

Значительная доля уголовных дел теряется при передаче по подследственности: из одного региона ушло, в другом — не появилось.


Скриншот: сайт crimestat.ru«Система будет отслеживать эти уголовные дела, контролировать. Вместе с внедрением системы вводится и система единой номерации уголовных дел — это позволит проследить весь путь материалов дела на всех инстанциях», — уточнил Олег Инсаров.

В рамках проекта была проведена большая работа с судебным департаментом при Верховном суде.

«Материалы о рассмотрении уголовных дел в судах также в автоматизированном режиме будут попадать в ГАС ПС», — говорит Инсаров.

«Честно» раскрытое и сокрытое преступления

«Мы считаем преступление раскрытым, когда есть лицо [преступник], уголовное дело в отношении него направлено в суд и он осужден. Сейчас же раскрытыми могут являться дела, например, прекращенные за истечением сроков давности. Получается, дело возбудили, немножко порасследовали, оно долежало до истечения сроков привлечения к уголовной ответственности и его прекратили. Тем не менее по действующему правилу это преступление попадает в массив раскрытых. На наш взгляд, это в корне неверно», — рассказал Инсаров.

Подобная практика, по мнению прокурора, создает предпосылки для недобросовестного отношения к своим обязанностям следователями.

Еще один модуль новой автоматизированной системы будет контролировать прием заявлений и сообщений граждан о совершенных преступлениях. В этом разделе отечественной криминальной статистики тоже не все слава богу.

«Мы будем требовать и добиваться того, чтобы все заявления регистрировались в нашем информационной системе. Если у лица отказываются принять заявление или говорят о том, что в изложенном гражданином факте нет состава преступления (говоря простым языком, человека отфутболивают), мы предлагаем на нашем открытом портале ГАС ПС оставить обращение и получить талон-уведомление, после чего мы направим это заявление по подследственности», — сообщил прокурор.

Статистика — одна на всех

Еще одна беда современной правовой статистики — разная природа ее фиксирования. Например, у Следственного комитета свой подход к учету преступлений.

«В СК считают, что если они закончили расследование и передали дело прокурору, то в своих отчетах они отражают, что дело направлено в суд. А это в корне неправильно — прокурор зачастую возвращает материалы для пересоставления обвинительного заключения. Несмотря на это каждый раз, когда дело вновь отправляется в прокуратуру на утверждение обвинения, данные о направлении в суд вносятся в статистику повторно. Поэтому в отчетах о направленных в суд делах у СКР число, как правило, гораздо выше, чем в наших данных», — пояснил Инсаров.

Новый подход должен исключить эти разночтения, так как все статистические данные проконтролируют органы прокуратуры.

Навигатор по злачным местам

На основании данных криминальной статистики формируются рейтинги безопасности тех или иных районов, регионов, привлекательности инвестиций в конкретные сферы экономики, в конце концов, формируется лицо страны на международной арене (взять хотя бы уровни наркотизации, алкоголизации населения или уровень коррумпированности по сравнению с другими державами). Поэтому в Генпрокуратуре считают, что такие данные должны быть максимально достоверными и доступными для ученых, организаций и просто граждан.

«В настоящий момент разработан и функционирует открытый портал Crimestat.ru, где представлено 114 показателей. В перспективе мы планируем размещать на этой площадке данные по каждой статье УК РФ, за исключением преступлений, отнесенных к компетенции ФСБ. Кроме того, в наших планах использование геокодирования и создание так называемой карты преступности — «безопасная улица», «безопасный район», «безопасный город». Это позволит не просто создать красивую интерактивную картинку для граждан, а в первую очередь повысить правоохранительным органам управляемость. Например, для того, чтобы оперативно перегруппировать силы на наиболее опасный участок».

Этот инструмент будет полезен и простым гражданам, например при выборе благоприятного квартала для покупки жилья или школы для ребенка.

***

Над проектом ГАС ПС работала межведомственная рабочая группа, куда входят представители всех ведомств. Концепция прошла все стадии согласования. Проект системы существует, и сейчас идет работа с экспертами «Открытого правительства» над дальнейшей модернизацией системы, сервисов для граждан.

Проект, по оценкам Олега Инсарова, завершен на 90 процентов. Длительное время функционирует пилотная зона в составе шести прокуратур субъектов страны, с 1 декабря эксперимент расширен до 21 субъекта. Тем не менее остаются проблемы с внедрением ГАС ПС на местах — проблема, как это часто бывает, связана с финансированием. У правоохранительных структур пока нет необходимой материальной составляющей для вступления в новую эру статистики — речь о техническом оснащении, программном обеспечении и специалистах, которые будут обслуживать новшество.

Чтобы решить этот вопрос, Генпрокуратура разрабатывает по поручению президента федеральную целевую программу, где будут учтены потребности всех правоохранительных структур для воплощения нового проекта в жизнь. По самым оптимистичным прогнозам, прокурорское ноу-хау заработает повсеместно к 2020 году.

Источник Lenta.ruИван Петров

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий