МФТИ Личный кабинет

Онлайн-олимпиада для поступления в заочную физико-техническую школу при МФТИ

18 марта 2021Все новости ›

Приём на заочное отделение проводится на конкурсной основе по результатам выполнения онлайн-олимпиады по выбранным для изучения предметам (физике, математике, информатике и химии). На выполнение каждого предмета даётся 4 часа. Школьники, поступающие на заочное отделение, выполняют задание на сайте https://zftsh.online в формате онлайн-олимпиады. При регистрации на https://zftsh.online необходимо прикрепить хорошо читаемую копию справки из школы. Наука и жизнь // Иллюстрации

Решение приёмной комиссии будет сообщено до 1 июня 2021 года по указанному при регистрации адресу электронной почты, а в личном аккаунте появится справка о зачислении в ЗФТШ. Обучение в ЗФТШ для учащихся общеобразовательных школ Российской Федерации бесплатное.

Справки: (495) 408-51-45 (заочное отделение)

Заочная физико-техническая школа (ЗФТШ) Московского физико-технического института (МФТИ)  работает в сфере профильного дополнительного образования школьников с 1966 года и ежегодно проводит набор в 8 – 11 классы учащихся 7 – 10 классов общеобразовательных школ Российской Федерации. Обучение в школе ведётся по четырём предметам – физике, математике, информатике и химии. Задания составляют преподаватели МФТИ, имеющие большой опыт работы с одарёнными школьниками. Набор проводится на заочное и очно-заочное отделения. Полная программа обучения рассчитана на 4 года, с 8-го по 11-й классы включительно, но начать обучение можно с любого из указанных классов. Учащиеся всех отделений по окончании 11 класса получают свидетельство, которое учитывается при поступлении в МФТИ. Для учащихся и учителей работает online — лекторий по физике, математике и химии по программе ЗФТШ. Лекции читают преподаватели МФТИ.

В ЗФТШ организовано также очно-заочное отделение (обучение в факультативных группах). Факультативные группы могут быть организованы в любом общеобразовательном учреждении преподавателями физики, математики, информатики и химии. Руководители факультатива принимают в него учащихся, успешно выполнивших вступительное задание ЗФТШ (работы проверяются руководителями групп и в ЗФТШ не высылаются). Вступительное задание для очно-заочного отделения будет размещено на сайте school.mipt.ru 29 марта и будет доступно до 30 мая.  

Справки: (498) 744-63-51 (обучение в факультативных группах)

Подробная информация на сайтах ЗФТШ www.school.mipt.ru и https://zftsh.online

18 марта 2021

Сентябрь – волнительное время не только для школьников и студентов, но и для нас в ABBYY. Осенью студенты наших кафедр на Физтехе вернулись к учебе, а десятки наших коллег – к преподаванию. Каким будет этот учебный год – не загадываем. Просто пусть все будет хорошо. А в этом посте мы расскажем интересные подробности о Физтех-школе прикладной математики и информатики (ФПМИ МФТИ) и о том, как вместе с ней мы уже не первый год готовим крутых специалистов в области Natural Language Processing (NLP) и Computer Vision (CV).imageПервокурсники ФПМИ на фоне самого популярного корпуса МФТИ для совместных фотографий. Формально ФПМИ молод. Но уже очень мудр. Поясним: физтех-школа появилась в 2016 году, объединив факультет инноваций и высоких технологий (ФИВТ), созданный в 2006 году, и факультет управления и прикладной математики (ФУПМ), открытый более 50 лет назад. Эти факультеты, ставшие основой ФПМИ, окончили многие известные люди. Перечислим часть из них:

  • Сергей Гуриев, ученый-экономист, бывший ректор РЭШ.
  • Максим Поташев, магистр игры «Что? Где? Когда?», четырехкратный обладатель приза «Хрустальная сова», президент федерации спортивного бриджа России.
  • Константин Виноградов, старший инвестиционный менеджер венчурного фонда Runa Capital и выпускник кафедры анализа данных. Участник прошлогоднего списка Forbes 30 до 30.
  • Виктор Кантор, руководитель направления машинного обучения в МТС. В этом году он оказался в аналогичном рейтинге Forbes. Свежее интервью с ним можно почитать здесь.

Среди совсем молодых звезд:

  • Юрий Гарнов, основатель стартапа TimeAdge. Интервью с ним можно почитать здесь.
  • Иван Глушенков – основатель популярного сообщества разработчиков Russian Hackers, сооснователь компании по организации хакатонов Phystech Genesis, многократный победитель и призёр международных и российских хакатонов.

Как видно из примеров выше, многие студенты находят работу по специализации или становятся предпринимателями уже на 3-4 курсе и становятся востребованы до получения диплома. Некоторые учащиеся магистратуры получают офферы с релокацией от крупнейших IT-компаний и совмещают учебу с международной карьерой. Чем ФПМИ отличается от других Физтех-школ? Физтех-школа прикладной математики и информатики специализируется на образовании и исследованиях в области соприкосновения математики, физики, программирования и компьютерных наук. Это сочетание позволяет предлагать своим абитуриентам выбор из большого количества программ и кафедр по самым разным направлениям. Ежегодно в ФПМИ поступают более 460 первокурсников, большинство из них – на бюджетные места. 90% заканчивающих бакалавриат остаются учиться в магистратуре. В этом году в магистратуру поступило около 470 студентов, а в аспирантуру — около 73. Всего на ФПМИ более 50 магистерских программ по пяти основным направлениям: машинное обучение, программирование, математика, физическое моделирование и экономика/консалтинг. В Физтех-школе открыты 30 базовых кафедр различных научно-исследовательских центров (МИАН РАН, ИППИ РАН, ИСП РАН, ФИЦ ИУ РАН и др.) и компаний-партнеров, например, ABBYY, Яндекса, SberTech, Huawei, Tinkoff, S7 Group и других. При их поддержке создана 21 научная лаборатория. Всего на ФПМИ обучаются 2450 студентов – это треть от общего числа учащихся на Физтехе. imageКорпус прикладной математики (КПМ), где расположены почти все школьные кафедры ФПМИ В ФПМИ студентов и их научно-исследовательскую работу поддерживают разнообразными стипендиями. Помимо государственной, есть грант президента, Абрамовская стипендия, а также поддержка от компаний-партнеров. Например, в этом году ABBYY учредила стипендию для поощрения научных исследований в области мультимодальности и анализа социальных сетей. Кстати, еще можно успеть подать заявку на этот грант до 27 сентября, детали можно найти по ссылке. Так, и, кажется, мы еще не упомянули о главном. Физтех-школой прикладной математики и информатики руководит Андрей Михайлович Райгородский, доктор физико-математических наук, профессор, лауреат Премии Президента России, заведующий двумя лабораториями и одной кафедрой.

А.М.Райгородский — студентам: «Ботайте, друзья мои, ботайте!»

«Я счастлив, когда вижу, как активно и живо мы растем и развиваемся, как вместе мы делаем уникальное дело. Желаю всем успехов в учебе, в олимпиадах, в проектах, в науке. Приходите к нам!»

Чем на самом деле занимаются на кафедрах ABBYY

Две кафедры ФПМИ созданы совместно с ABBYY: кафедра компьютерной лингвистики (КЛ), открытая 9 лет назад, и кафедра распознавания изображений и обработки текста (РИОТ), которая существует уже 14 лет. Почему появились эти кафедры? Наша цель – находить талантливых ребят с нестандартным мышлением и развивать их способности. В будущем они будут заниматься сложными и амбициозными задачами, которые до них еще никто не решал. И не исключено, что эти ребята будут работать именно в ABBYY. Обе кафедры ABBYY расположены на территории компании. Здесь ребята и учатся, и участвуют в стажировках и проектах компании, чтобы приобрести опыт, необходимый для дальнейшей работы. Это удобно и для наших сотрудников, которые преподают: им не нужно тратить время на дорогу из института до работы и обратно. А еще офис ABBYY находится не так далеко от Долгопрудного, где расположен Физтех. О том, как в этом году проходил набор на кафедры ABBYY и как организовано обучение, на Хабре в марте рассказывал наш студент, на тот момент четверокурсник, . О его впечатлениях можно почитать в этом посте. Тем, кто хочет еще больше информации, рекомендуем видеозапись с презентации кафедр ABBYY. Вы узнаете не только об учебном процессе, но и об историях карьеры нескольких наших сотрудников. В этом году к нам на бакалавриат подали заявки 137 студентов, и в результате конкурсных испытаний поступило 28 из них. Учиться на кафедре они начнут в следующем году, в весеннем семестре. Всего обучение продлится 1,5 года. Вот что ребята говорят о выборе кафедры:Тимур и Артем Нургалиевы, кафедра КЛ:Тимур: «Мы с братом вместе с детства: учились в одном классе, затем в одной группе, а теперь будем учиться на одной кафедре. При поступлении в МФТИ я хотел заниматься наукой, но программирование зацепило сильнее. При этом для меня необходимым условием в будущей профессии является возможность для творчества. Так что через несколько лет вполне могу совместить технологии с рисованием мультфильмов или карьерой блогера!»Артем: «Когда все выбирали кафедру, мы с братом и другом создали общий документ, в который каждый вписал критерии для оценки. В процессе мы вместе тщательно оценивали все кафедры, и кафедры ABBYY победили. Мне бы хотелось, чтобы моя работа приносила пользу, и я надеюсь, что в этом у нас с ABBYY много общего. Мне нравится программирование, потому что оно открывает возможности создавать что-то необычное. Если объединить это с долей креатива и удачи, можно добиться многого!»Роман Галкин, кафедра РИОТ: «Кафедра ABBYY — одна из немногих, где можно на бакалавриате погрузиться в область компьютерного зрения. Это и стало ключевым фактором при выборе. Сейчас мне наиболее интересно машинное обучение, хочу углубиться в Computer Vision. В будущем хочу запустить продукт, основанный на машинном обучении. Среди идей бизнеса есть такие, где нужны навыки работы с изображениями и видео. Надеюсь, знания, которые получу на кафедре, помогут мне в этом!» В магистратуру на кафедрах ABBYY в этом году подали заявки 46 студентов, из них к нам поступили 18 ребят. Никита Честнов, 5 курс, кафедра РИОТ: «До поступления на кафедру РИОТ я учился на кафедре лазерных систем и структурированных материалов (Физтех-школа физики и исследований им. Ландау). Я выбрал магистратуру ABBYY, потому что это лучшее место для участия в ведущих исследованиях в области компьютерного зрения. Я бы хотел погрузиться в исследования и стать специалистом в области компьютерного зрения. Сейчас мне интересна задача NAS (поиск нейронной архитектуры) в приложении к области CV. Это направление позволяет намного эффективнее проектировать нейронные сети, из-за чего они лучше справляются с поставленными задачами, чем спроектированные человеком».Ксения Клокова, 5 курс, кафедра КЛ: «Я получила экономическое образование, но через какое-то время после окончания бакалавриата поняла, что хочу развиваться в data science. Меня всегда интересовал язык как феномен и обработка текстовой информации, и именно поэтому я начала читать различные статьи, проводить эксперименты. В итоге я приняла решение, что хочу строить научную карьеру в сфере компьютерной лингвистики. Обучение на кафедре — это возможность продвинуться к этой цели и перенять знания у лучших специалистов и ученых. Сейчас я работаю продуктовым аналитиком в команде клиентского сервиса банка. Мы активно внедряем различные системы обработки текстовой информации, поэтому в дальнейшем я могу заниматься разработкой новых прикладных решений и одновременно развивать научную карьеру. Мне интересны семантические парсеры и возможность использования информации из семантических представлений в машинном переводе». Среди наших выпускников есть те, кто учился на кафедре ABBYY, работал у нас, а затем перешел в более крупные международные IT-компании. Например, наш выпускник и бывший коллега Игорь Холопов закончил кафедру РИОТ, в ABBYY прошел путь от младшего до старшего разработчика, а сейчас занимается облачными технологиями в Google в Европе. В американского гиганта также перешла Наташа Болоболова, до этого она училась на кафедре РИОТ. Алексей Журавлев, выпускник и аспирант кафедры РИОТ, бывший руководитель группы Computer Vision Research в ABBYY и автор двух патентов, сейчас работает в компании Х. Звучит таинственно, но компания настолько крута, что мы пока не раскроем ее.

Похимичим в ABBYY Lab

Корпус Физтех.Цифра, где находятся большая часть лабораторий ФПМИ, включая и ABBYY Lab Мы в ABBYY уделяем большое внимание направлению исследований и разработок. Более 25% всех затрат на R&D компания инвестирует в исследования в области обработки естественного языка и компьютерного зрения. Это необходимо, чтобы разрабатывать сложные наукоемкие технологии, которые приносят реальную пользу компаниям разных отраслей и людям во всем мире. Именно поэтому в 2019 году на базе ФПМИ мы создали лабораторию ABBYY Lab. Там студенты и сотрудники МФТИ занимаются передовыми разработками в сфере обработки естественного языка и анализа изображений и исследуют новейшие методы анализа данных. Какими задачами занимаются сотрудники лаборатории?

  • Распознавание сложных текстов (например, рукописных, текстов в естественной сцене);
  • физика цвета и ее применение в задачах сегментации;
  • синтез реалистичного видео;
  • нетематическая классификация текстов;
  • понимание языка социальных медиа;
  • обнаружение текстовых ориентиров;
  • межмодальные связи;
  • дифференцируемые алгоритмы;
  • автоматизация поиска архитектуры нейронных сетей;
  • обучение на недостаточных данных: без учителя, с частичным привлечением учителя, по нескольким примерам.

Какими проектами занимаются в ABBYY Lab прямо сейчас?

  • Автоматизация поиска архитектуры нейронных сетей в задачах комплексного распознавания текста;
  • иерархические нейронные сети для классификации на большое количество классов;
  • синтез читающего видео-агента заданной стилистики;
  • управление вектором стиля при синтезе обучающей выборки для обучения распознаванию рукописного текста.

Лабораторию возглавляет Александр Жуковский, руководитель Computer Vision Research Group в ABBYY.Александр: «Несмотря на пандемию, мы выступили на нескольких международных конференциях: 26-ой международной конференции по компьютерной лингвистике и интеллектуальным технологиям «Диалог», а также 14th IAPR International Workshop on Document Analysis Systems и 17th International Conference on Frontiers of Handwriting Recognition – это две конференции про распознавание документов, не столь давно выделенные из основной конференции в области – ICDAR. Мой коллега по ABBYY Lab недавно участвовал в воркшопе по моделированию естественной артикуляции человека по произносимой им речи и тексту – GENEA (Generation and Evaluation of Non-verbal Behaviour for Embodied Agents) Workshop и получил хорошие результаты». Если у вас остались вопросы о ФПМИ, кафедрах ABBYY и ABBYY Lab, задавайте их в комментариях! А также подписывайтесь на группу ФПМИ в соцсетях и узнавайте самые свежие новости физтех-школы первыми. Кстати, те, кто закончили ФИВТ, ФУПМ или уже ФПМИ, рассказывайте в комментах, чем вам запомнилась учеба в Физтех-школе и что бы вам хотелось улучшить!

Ключевые показатели факультета

79.3

Среднее в РФ65.5

609

Среднее в РФ1&nbsp136

276

МФТИ в рейтингах

Об учебном заведении

Подготовка в Физтех-школе Прикладной Математики и Информатики посвящена прикладным исследованиям, связанным с математическим моделированием процессов в физике, механике и экономике, применению методов вычислительной математики, высокопроизводительным вычислениям, компьютерным и информационным технологиям. Для части обучающихся основная образовательная программа дополняется рядом курсов по программированию и дискретной математике, технологии инноваций.

Программы обучения

Информационные технологии

Экономика & ERP (совместно с РАНХиГС) бакалавриат 97.0 проходной балл 10 бюджетных мест 270 000 р. за год

  • Обязательно:

На кафедре «Когнитивные технологии» студенты занимаются интеллектуальной обработкой больших данных, а также исследованием и разработкой математических моделей и методов, которые обеспечивают наполнение компьютерных систем функциями анализа. Учащиеся могут пройти стажировку в Cognitive Technologies и поработать с IT-проектами компании.

Кафедра компьютерной лингвистики готовит специалистов по разработке инновационных языковых компьютерных технологий, — в частности, технологии синтаксического и семантического анализа текста ABBYY Compreno. Занятия проходят в офисе ABBYY, сотрудники компании преподают автоматическую обработку языка, компьютерную лексикографию, корпусную лингвистику, а также дисциплины Computer Science в области создания ПО.

В процессе обучения на кафедре «Анализ данных» компании «Яндекс» студенты осваивают современные методы хранения, обработки и анализа информации, а также получают опыт работы над реальными задачами в самых разных сферах: от диалоговых систем до компьютерного зрения. После или во время обучения они могут работать в команде «Яндекса» в рамках стажировки или практики.

На кафедре «1С» студенты и выпускники могут заниматься разработкой и внедрением ПО в рамках корпоративных информационных систем. Лучшим студентам и аспирантам «1С» предлагает трудоустройство в головном офисе. Попробовать свои силы в работе можно и до окончания обучения.

Все работодатели

Контакты

Показать на карте

ЕГЭ ОГЭ Поступление Олимпиады Как жить Профессии Тесты Родителям

История двух братьев, которые прошли три школы, олимпиаду «Физтех» и теперь ждут зачисления в МФТИ

В школе мы учились хорошо. Сперва в обычной муниципальной, а с 8 класса — в лицее научно-инженерного профиля г. Королёва. Мы перешли в лицей, когда заинтересовались точными науками и захотели более углублённо изучать математику и физику.

Олимпиадные пробы и успехи

В 10 классе на дне открытых дверей в МФТИ мы решили, что будем поступать в этот вуз. Проходной балл на «Физтех» один из самых высоких — без успеха на олимпиадах не поступить. Мы стали ездить по состязаниям из перечня Российского совета олимпиад школьников и в 2016-2017 учебном году взяли несколько дипломов.

Было очень обидно, когда на заключительном этапе олимпиады «Физтех» из-за досадных ошибок и невнимательности до дипломов не хватило всего 1-2 баллов. Мы поняли, что готовиться нужно более серьёзно и отбирать из списка РСОШ только те олимпиады, которые засчитывает МФТИ.

В перечне олимпиаде «Физтех» по физике присвоен первый уровень, а по математике — второй. При этом диплом победителя даёт право поступления без вступительных испытаний, а призовые места — 100 баллов ЕГЭ по соответствующим предметам.

По нашим ощущениям, уровень сложности заданий на олимпиаде «Физтех» ниже, чем на «Покори Воробьёвы горы», Московской физической и математической олимпиаде или ВсОШ. Поэтому мы решили, что диплом «Физтеха» — оптимальный способ поступить в МФТИ.

Как устроена олимпиада «Физтех»

Чтобы успешно выступить на олимпиаде «Физтех» по математике, достаточно прорешивать варианты прошлых лет. По физике нужно хорошо знать теорию и типовые задачи. Темы повторяются из года в год, и если в них разобраться, решить задачи будет несложно.

Олимпиада проходит в два этапа: отборочный и заключительный. Ко второму этапу допускаются победители и призёры первого этапа, а также обладатели дипломов олимпиады «Физтех» прошлого года.

В качестве отборочного этапа олимпиады «Физтех» засчитываются:

Олимпиады Примерный период проведения Онлайн-этап олимпиады «Физтех» Сентябрь — февраль Столичная физико-математическая олимпиада МФТИ Декабрь Отборочный тур ЛЭТИ Февраль — март Выездная физико-математическая олимпиада МФТИ Январь — февраль Онлайн этап Phystech.International Сентябрь — декабрь Физико-математическая Олимпиада МИЭТ Декабрь — февраль
Олимпиады, которые позволяют пройти на второй этап «Физтеха»

Чтобы попасть на второй этап, мы участвовали в Столичной физико-математической олимпиаде по физике и онлайн-этапе Phystech.International.

Диплом призёра олимпиады нужно подтвердить минимум 75 баллами ЕГЭ по физике и математике. Из-за того, что абитуриенты сдают математику и физику на высокие баллы, ЕГЭ по русскому языку тоже играет роль. Чтобы пройти по конкурсу, нужно стремиться набрать 100 баллов на ЕГЭ по каждому предмету.

Три школы подготовки к поступлению

Последний год мы одновременно учились в трех школах: нашем лицее, заочной физико-математической школе при МФТИ и Фоксфорде. В лицее давали хорошие знания по математике — мы их закрепляли, решая задачи на занятиях и дома.  В заочной школе мы учились с 9 по 11 класс. А курсы Фоксфорда купили в выпускном классе.

? Школа при МФТИ

Чтобы поступить в заочную физматшколу, нужно показать свои знания и выполнить задания. Школа при МФТИ полезна ребятам из обычных школ, а в нашем случае программа практически совпадала с лицейской.

После зачисления ты выбираешь, как получать задания: на бумаге, по почте или в личном кабинете на сайте. Каждое задание состоит из теоретического материала и разбора примеров. Ученику нужно ответить на контрольные вопросы и решить задачи. Иногда они похожи на те, что разбираются в примерах, иногда нет. Свои решения и ответы мы записывали в обычную тетрадь и отправляли в конверте каждые 1-2 месяца.

Успешное обучение в школе при МФТИ даёт баллы за индивидуальные достижения при поступлении в этот вуз. Например, нам за отличное окончание  прибавили по 7 баллов.

? Фоксфорд

Про онлайн-школу Фоксфорд нам рассказали студенты Физтеха на Дне открытых дверей. Мы купили пакет из шести онлайн-курсов для тех, кто поступает в МФТИ: четыре по физике и математике, чтобы готовиться к ЕГЭ и олимпиаде, и два курса ЕГЭ по русскому языку — с тестовой частью и сочинением.

Онлайн-занятия по олимпиадной физике проходили два раза в неделю, поскольку до февраля предстояло изучить 30 уроков, а остальные — один раз. Домашние задания тоже задавали. Чтобы успешно учиться, приходилось их выполнять.

Сергей:

«По физике очень помогли занятия Пенкина. Я стал призером олимпиады «Физтех» во многом благодаря его курсу олимпиадной физики. А математика неплохо давалась в лицее, и достаточно было заниматься самому».

Михаил:

«Главное, почему мы выбрали занятия в Фоксфорде — курс олимпиадной физики преподавателя Михаила Александровича Пенкина. Он очень доступно объясняет все темы, которые могут попасться на олимпиаде, и подаёт материал так, чтобы каждый ученик понял».

Курс Фоксфорда по подготовке к ЕГЭ по русскому языку оказался очень полезным. После занятий в обычной школе и лицее мы успешно писали тестовую часть, но сочинение вызывало трудности. На онлайн-занятиях Татьяны Базжиной мы написали и проверили 10 сочинений и научились «наращивать мясо на скелет», чтобы писать отличное сочинение по любой теме. Комментарии преподавателя к нашим работам помогали отработать ошибки и двигаться в правильном направлении. В результате — 98 и 100 баллов по русскому языку.

Финал «Физтеха» и поступление в МФТИ

Михаил Терешкин — получил дипломы III степени по математике и II степени по физике. Миша получил льготы на 100 баллов по ЕГЭ и подтвердил их высокими баллами на экзаменах.

Сергей Терешкин — победил в олимпиаде «Физтех» по математике и завоевал диплом II степени по физике. У Серёжи льгота БВИ — он может поступить в МФТИ без вступительных испытаний.

Сергей:

«На заключительном этапе я постарался отключить эмоции. Я пришел решать задачи и не зацикливался на результате».

Абитуриенты МФТИ, которые подтвердили право поступления без экзаменов результатами ЕГЭ или набрали 300+ баллов, проходят собеседование формально. Например, Сергея сразу поздравили с поступлением. А Михаил набрал 308 баллов с учетом индивидуальных достижений — ему сказали, что он проходит по конкурсу.

Ребята же с пограничными результатами на собеседовании могут себя проявить: порешать задачи, ответить на вопросы и, возможно, получить грантовую поддержку для обучения.

?

Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Давайте знакомиться! Зарегистрируйтесь и получите доступ к курсам и рассылку полезных советов от лучших преподавателей России Можно через ВКонтакте или Фейсбук, просто одной кнопкой

Олимпиада «Физтех» — это главная олимпиада для всех желающих поступать в МФТИ, а также одна из основных олимпиад для абитуриентов Высшей школы экономики и МГУ. Успешно выступить на «Физтехе» вполне реально, только готовиться нужно начинать как минимум за год.

Олимпиада «Физтех» — это две отдельные олимпиады по математике и физике. Можно участвовать как в одной из этих олимпиад, так и в обеих сразу.

Для участия в олимпиаде «Физтех» необходимо иметь личный кабинет на портале abitu.net, через который вы получите также доступ и к другим физтеховским олимпиадам (Столичная, Выездная, Phystech.International и т. д.). Там же будут копиться ваши бонусные баллы в Кадастре абитуриентов МФТИ, начисленные за успешное выступление на указанных олимпиадах.

Олимпиада «Физтех» проходит в два этапа — отборочный и заключительный. На сегодняшний день заключительный этап предусмотрен только для учеников 9–11 классов. Тем не менее, школьникам 5–8 классов нужно непременно участвовать в олимпиадах отборочного этапа, чтобы постепенно привыкать к уровню и специфике физтеховских задач.

Отборочный этап «Физтеха» является совокупностью шести независимых друг от друга олимпиад.

  • Онлайн-этап олимпиады Phystech.International. Проверяются только численные ответы, которые можно многократно исправлять в течение всего срока онлайн-этапа.
  • Онлайн-этап олимпиады «Физтех». Формат полностью аналогичен: проверяются только численные ответы, которые можно многократно исправлять в течение всего срока онлайн-этапа.
  • Столичная физико-математическая олимпиада МФТИ. Проводится очно в нескольких школах Москвы и Подмосковья. Имейте в виду, что за Столичную начисляются баллы индивидуальных достижений при поступлении в МФТИ (победителям — 3 балла, призёрам — 2 балла).
  • Выездная физико-математическая олимпиада МФТИ. Проводится очно. Точек проведения очень много по всей России. За Выездную, как и за Столичную, также начисляются баллы ИД при поступлении в МФТИ (победителям — 3 балла, призёрам — 2 балла).
  • Физико-математическая олимпиада МИЭТ. Имеются региональные точки проведения.
  • Отборочный тур ЛЭТИ. Актуально для питерцев.

Условия отборочного этапа «Физтеха» более чем мягкие. Чтобы пройти на заключительный этап «Физтеха», достаточно получить диплом хотя бы на одной олимпиаде отборочного этапа. (А это несложно: на онлайн-этапе, например, для попадания в призёры обычно хватает процентов сорока набранных баллов.) Понятно, что участвовать нужно в наибольшем количестве олимпиад отборочного этапа, чтобы максимизировать свои шансы попасть на заключительный этап.

Разумеется, на заключительный этап приглашаются победители и призёры предыдущего заключительного этапа.

Ориентировочные даты заключительного этапа «Физтеха»: 22.02.2020 (математика) и 23.02.2020 (физика). Не забудьте, что на заключительные этапы потребуется регистрация на сайте олимпиады до 16.02.20! А то бывали трагические случаи… —>

Как готовиться к олимпиаде «Физтех»

Заключительный этап «Физтеха» сильно напоминает старые добрые письменные экзамены в МФТИ по математике и физике. Олимпиада «Физтех» унаследовала дух и традиции прежних экзаменов. Поэтому необходимое условие успеха на «Физтехе» — прорешать как можно больше задач прошлых лет. Источников много:

  • Две таблицы ниже, в которых собраны варианты олимпиады «Физтех» по математике и физике начиная с 2007 года.
  • Варианты вступительных экзаменов в МФТИ 1974—2008 годов. Задачи в этих брошюрах сгруппированы именно по вариантам. Это удобно для финальной шлифовки всех накопленных знаний.
  • Шабунин М.И., Агаханов Н.Х. и др. Методическое пособие по математике для старшеклассников и абитуриентов. Книга содержит задачи по математике, предлагавшиеся на вступительных экзаменах в МФТИ и олимпиаде «Физтех» с 1991 года. Задачи сгруппированы по нескольким крупным тематическим разделам: «Алгебраические уравнения, системы и неравенства», «Тригонометрические уравнения, системы и неравенства» и т. д., а внутри этих разделов — просто в хронологическом порядке по годам (уже без дальнейшей классификации, что не всегда удобно).
  • Чешев Ю.В. Методическое пособие по физике для старшеклассников и абитуриентов. Книга содержит задачи по физике, предлагавшиеся на вступительных экзаменах в МФТИ и олимпиаде «Физтех» с 1991 года. Задачи сгруппированы по разделам физики: механика, термодинамика, электродинамика, оптика, атомная и ядерная физика, а внутри каждого раздела они идут просто в хронологическом порядке по годам без дальнейшей классификации. Это не всегда удобно: например, если хочется порешать задачи конкретно на КПД циклов или самоиндукцию, то придётся их специально выискивать в общем потоке.
  • Олимпиадные листки по математике (с более детальной тематической классификацией задач, чем в вышеупомянутой книге Шабунина) и в частности, листки по комбинаторике. Также — моя бумажная книжка Комбинаторика для олимпиадников (МЦНМО, 2019, третье издание) или её электронная версия.
  • Олимпиадные листки по физике (с более детальной тематической классификацией задач, чем в  книге Чешева).

Олимпиада «Физтех» по математике

Поначалу олимпиада «Физтех» по математике была стопроцентной копией письменного экзамена по математике в МФТИ: олимпиадный вариант содержал те же шесть задач, вполне аналогичные экзаменационным. Однако в 2012 году произошли изменения — задач стало восемь. К шести традиционным «абитуриентским» задачам повышенной сложности добавились две задачи по комбинаторике и целым числам (сравните, например, вариант 2011 года с вариантами 2012 и 2013 годов). Комбинаторные задачи обязательно присутствуют и на отборочных этапах (не только «Физтеха», кстати). Так что имейте это в виду и изучайте комбинаторику!

Впоследствии одну задачу убрали: в вариантах заключительного этапа 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 годов было семь задач (шесть традиционных и одна комбинаторная).

Каждая задача варианта оценивается определённым количеством баллов (скажем, 7). По критериям баллы даются за различные продвижения в решении, то есть при неполном решении можно тем не менее что-то получить за эту задачу (скажем, 2 или 4 балла). Поэтому все свои полезные соображения пишите обязательно!

В таблице представлены границы дипломов первой/второй/третьей степени за последние годы. В квадратных скобках указана максимальная сумма баллов варианта олимпиады.

Год 9 класс 10 класс 11 класс
2021 26/23/20 [32] 26/23/19 [34] 21/17/13 [34]
2020 20/17/14 [33] 23/20/17 [35] 21/17/13 [35]
2019 22/18/15 [32] 25/21/17 [36] 19/16/13 [40]
2018 29/25/21 [35] 27/24/20 [39] 28/25/21 [39]
2017 30/24/18 [40] 33/27/21 [40] 32/24/18 [46]
2016 30/26/20 [32] 30/24/18 [35] 40/31/24 [48]

Хорошо видно, что нет никакого смысла ориентироваться на баллы прошлых лет: всё зависит только от того, как наряду с вами написали остальные. Если вариант оказался лёгким, границы дипломов будут высокими; если трудным — низкими. Яркий пример — 11 класс: победитель 2019 года со  своими 19 баллами не стал бы в 2018 году даже призёром.

В Перечне РСОШ олимпиада «Физтех» по математике имеет второй уровень. Диплом победителя даёт БВИ при поступлении в МФТИ на большинство направлений.

Задачи олимпиады «Физтех» по математике последних лет

Онлайн Финал
5 класс 18, 17, 16
6 класс 18, 17, 16
7 класс 18, 1716, 15, 14
8 класс 18, 17, 1615, 14, 13
9 класс 18, 17, 16, 1514, 13, 12, 11 2120.1, 20.2;  19.1, 19.218.1, 18.2;  17.1, 17.216.1, 16.2, 16.3
10 класс 18, 17, 16, 1514, 13, 12, 11 2120.1, 20.2;  19.1, 19.218.1, 18.2;  17.1, 17.216.1, 16.2, 16.315.1, 15.2, 15.3
11 класс 18, 17, 16, 1514, 13, 12, 11 2120.1, 20.2;  19.1, 19.218.1, 18.2;  17.1, 17.216.1, 16.2, 16.315.1, 15.2, 15.314.1, 14.2;  13.1, 13.212.1, 12.2;  11.1, 11.210.1, 10.2;  09.1, 09.2;  08, 07
08.1, 08.2, 08.3, 08.407.1, 07.2, 07.3, 07.406.1, 06.2, 06.3, 06.405.1, 05.2, 05.304.1, 04.2, 04.303.1, 03.2, 03.302.1, 02.2, 02.301.1, 01.2, 01.3 00.1, 00.299.1, 99.298.1, 98.297.1, 97.2, 97.396.1, 96.2, 96.395.1, 95.2, 95.394.1, 94.2, 94.3

Примечания.

  • В 2016/17 и 2017/18 годах на онлайн-этапе для 5 и 6 классов давалось задание 7 класса.
  • Заключительный этап для десятиклассников впервые состоялся в 2015 году, а для девятиклассников — в 2016 году.

Олимпиада «Физтех» по физике

Традиционно предлагается пять задач, каждая стоимостью 10 баллов. Таким образом, максимальная сумма баллов варианта всегда равна 50.

В таблице вы можете видеть границы дипломов первой/второй/третьей степени за последние годы.

Год 9 класс 10 класс 11 класс
2021 38/32/26 44/39/34 38/30/22
2020 45/41/35 43/38/33 40/34/27
2019 41/34/26 39/31/24 35/28/21
2018 48/43/37 44/37/30 44/38/32
2017 42/36/30 40/33/26 43/31/22
2016 49/43/37 49/43/37 49/43/37

Олимпиада «Физтех» по физике в Перечне РСОШ имеет первый уровень.

Задачи олимпиады «Физтех» по физике последних лет

Онлайн Финал
7 класс 18, 1716, 15, 14
8 класс 18, 1716, 15, 14
9 класс 18, 17, 1615, 14, 12 21.1, 21.220.1, 20.2;  19.1, 19.218.1, 18.2;  17.1, 17.216.1, 16.2, 16.3
10 класс 18, 17, 1615, 14, 12, 11 21.1, 21.220.1, 20.2;  19.1, 19.218.1, 18.2;  17.1, 17.216.1, 16.2, 16.315.1, 15.2, 15.3
11 класс 18, 17, 1615, 14, 12, 11 21.1, 21.220.1, 20.2;  19.1, 19.218.1, 18.2, 18.3, 18.417.1, 17.216.1, 16.2, 16.315.1, 15.2, 15.314.1, 14.2;  13.1, 13.212.1, 12.2;  11.1, 11.210;  09.1, 09.2;  08, 07

Примечания.

  • В 2016/17 и 2017/18 годах на онлайн-этапе для 7 класса давалось задание 8 класса.
  • Задания онлайн-этапа 2012/13 года найти не удалось.
  • Заключительный этап для десятиклассников впервые состоялся в 2015 году, а для девятиклассников — в 2016 году.

Столичная физико-математическая олимпиада МФТИ

Столичная физико-математическая олимпиада МФТИ проводится в конце ноября—начале декабря в нескольких школах Москвы для учеников 5–11 классов.

Пятиклассникам и шестиклассникам предлагаются задачи только по математике, так как физику они пока не проходили. Школьники 7–11 классов получают задачи как по математике, так по физике.

Итоги подводятся отдельно по математике и физике. Диплом по математике даёт пропуск пропуск на заключительный этап «Физтеха» по математике; аналогично — по физике.

Составить представление о задачах Столичной олимпиады вам помогут следующие варианты:

  • 2010 → математика, физика;
  • 2009 → математика — решения, физика — решения.

Открытая интернет-олимпиада Физтех-лицея

Открытая олимпиада Физтех-лицея появилась в 2014/15 учебном году. Олимпиада по математике проводилась для учеников 5–11 классов, олимпиада по физике — для учеников 7–11 классов.

Одиннадцатиклассники, ставшие победителями или призёрами олимпиады Физтех-лицея по математике или физике, получали приглашение на соответствующий заключительный этап олимпиады «Физтех».

Впоследствии олимпиада Физтех-лицея не проводилась (и, по всей видимости, больше её не будет). Однако очень интересные и полезные задания остались:

  • Математика: 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс.
  • Физика: 7 класс, 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий